ПРАВДА ОБ ОХЛАЖДАЮЩИХ ЖИДКОСТЯХ
- 04.02.2013
- 0 Comment(s)
У многих автолюбителей существует поверхностное и зачастую искаженное представление об охлаждающих жидкостях. Такому положению способствовало не только отставание советского автомобилестроения, но и отсутствие центров, специалистов и вообще социального заказа на разработки автомобильных охлаждающих жидкостей. Зачастую знания об охлаждающих жидкостях соответствуют уровню сорокалетней давности. Это соответствует тому времени, когда был разработан и произведен советский бренд охлаждающей жидкости – Тосол.
На самом деле об охлаждающих жидкостях ходит много мифов, которые весьма далеки от истины. Для того, чтобы развенчать некоторые мифы, хотелось бы разобраться, что все таки придумано, а чему можно верить.
Самое первое — это миф о том, что тосол хуже антифриза. Но это не так. Слово «тосол» это всего лишь аббревиатура отдела, где была разработана эта охлаждающая жидкость. Первые три буквы «ТОС» — это название отдела «Технология органического синтеза», а окончание «ол» — это в химии обозначает принадлежность к группе спиртов. Поэтому, что тосол, что антифриз – это все охлаждающие жидкости. Слово «тосол» встречается у многих российских торговых марок, которые производят охлаждающую жидкость. Если судить по тестам авторитетных автомобильных изданий, то тосол соответствует всем нормам, предъявляемым к антифризам. Это такие как температура кристаллизации, а также коррозийная агрессивность к металлам и деталям из резины и пластмассы.
Следующий миф о том, что цвет антифриза определяет качество. Это утверждение тоже не верно. Правда заключается в том, что добавление красителей производится совершенно не для того, чтобы выделить одинаковые по составу антифризы. Красители добавляются совершенно для других целей. Во-первых, яркие цвета сигнализируют о том, что эта жидкость относится к ядам. Во-вторых, окрашенный антифриз в яркие цвета помогает определить уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке. Ну и в-третьих, облегчает поиски утечек, если вдруг такие будут. Тосол и традиционные антифризы, в основном окрашены в голубой цвет, а современные антифризы имеют более разнообразную окраску, но это сути вопроса не меняет. Но есть производители, которые традиционные антифризы окрашивают в цвета охлаждающих жидкостей нового поколения.
На сегодняшний день производятся, помимо готового к употреблению антифриза и концентраты. Так что же это такое? На данный момент, большинство охлаждающих жидкостей, производятся на основе многоатомного спирта – этиленгликоля. Концентрат же – это этиленгликоль с пакетом высокоэффективных присадок. Примерный состав концентрата: 95% — этиленгликоль, 3% вода, 2% — пакет активных присадок.
Следующий миф о том, что концентрат лучше не разводить, так он гарантированно не замерзнет. Это заблуждение опасно тем, что может обернуться непредсказуемыми последствиями. Все дело в том, что этиленгликоль замерзает при температуре всего -13 градусов. Но, это вещество имеет уникальное свойство, он способен понижать температуру замерзания водных растворов вплоть до -70 градусов. Поэтому, если этиленгликоль не разбавить, то он замерзнет на треть раньше, чем разбавленный. Обычно, чтобы получить готовую охлаждающую жидкость, с необходимыми характеристиками, концентрат надо смешать с водой, 50:50. Температура застывания такой жидкости будет примерно минус 38 градусов. Если не соблюдать пропорции, то в концентрате будет не хватать ингибиторов коррозии и эти процессы значительно ускорятся. Обычно информация о соотношении концентрата и воды приводится на этикетке производителем. Этой таблицы надо строго придерживаться. Если есть сомнения, то лучше покупать готовый к употреблению продукт.
Следующий миф о том, что антифриз нужно попробовать на язык, дабы не купить подделку, потому что настоящий имеет сладковатый вкус. Правда состоит в том, что на вкус, составляющая антифриза – этиленгликоль, действительно сладковатая. Но пробовать его категорически не советуем. Независимо от производителя все антифризы являются сильными ядами – смертельной может быть доза всего 100мл. Если есть возможность измерить плотность антифриза, то можно это сделать при помощи ареометра. Плотность должна составлять 1.065-1.085г/куб.см.для жидкости, которая рассчитана на температуру -40. Если есть сомнения, то нужно приобретать охлаждающую жидкость известных производителей. Но даже красивая и удобная упаковка не может гарантировать качество антифриза. Нужно отнестись к покупке очень ответственно. Ведь неправильно подобранная или некачественная охлаждающая жидкость может привести не только к коррозии и отложениям в системе охлаждения, а также выведет из строя уплотнители и подвижные детали, в первую очередь подшипник помпы.
Следующий миф связан с заменой антифриза. Бытует мнение, что антифриз не нужно менять, пока его цвет не изменился. Это не совсем соответствует действительности. Долговечность красителя совсем не зависит от долговечности антифриза. Это вещи не взаимосвязанные. Ориентироваться на цвет, при определении срока замены не стоит. Любая охлаждающая жидкость, со временем вырабатывает присадки и меняет свои характеристики. У нее, как правило, расходуется запас щелочности, увеличивается склонность к пенообразованию, испаряется вода, повышается плотность и возрастает способность вызывать коррозию металлов. Поэтому, помимо того, что его уровень нужно контролировать, его необходимо периодически менять весь целиком. Длительность хранения назначает изготовитель, а срок службы -производитель автомобиля.
Но, на цвет внимание обращать, все же стоит. Потому что если цвет изменился на бурый и появился осадок, то это признак того, что антифриз полностью выработал и потерял все свои свойства. Такой антифриз необходимо срочно менять, независимо от продолжительности его работы.
Есть определенные допуски на антифризы, в частности VWохлаждающие жидкости делит на несколько видов: G11, GODEG11 – это антифризы, состоящие из этиленгликоля и небольшого пакета присадок. Как правило, срок службы у таких антифризов ограничивается 2-3 -мя годами, а цвет преимущественно зеленый. Эти антифризы во время эксплуатации покрывают стенки системы охлаждения тонким защитным слоем, независимо от того, есть коррозия или нет.
G12/GODEG12 – состоят из этиленгликоля и карбоксилатных соединений. Эти антифризы не покрывают все стенки защитным слоем, а действуют избирательно. Антикоррозийная пленка создается только в очагах коррозии. Поэтому не нарушается теплоотвод, он более эффективный, чем у G11. Срок службы таких антифризов до 5 лет. Цвет обычно бывает красным или желтым.
G13/(G12+) – основу составляет пропиленгликоль. Это продукт нового поколения, более экологичный, быстрее разлагается. Срок службы более 5 лет, а цвет, в основном — оранжевый.
Многие автолюбители наших стран не придерживаются такой классификации. Цвет не является эксплутационной характеристикой антифриза и может меняться, в зависимости от производителя. Характеристики антифриза напрямую зависят от качества базовой основы охлаждающей жидкости.
У многих автолюбителей стран, бывшего союза сложилось мнение, что до наступления морозов вместо антифриза можно использовать обычную воду, для охлаждения двигателя автомобиля. Это не так, потому что в современных автомобилях, это может привести к образованию накипи, коррозии деталей и, даже выходу из строя помпы. По отношению к воде, антифриз имеет более высокую температуру кипения, он закипает около 110 градусов, и более низкую температуру кристаллизации. Здесь температура может колебаться от -30 до -70 градусов. Помимо этих важных свойств, антифриз имеет и смазывающие свойства, которые необходимы для нормальной работы насоса системы охлаждения. Вот поэтому необходимо использовать антифриз круглый год, что позволит избежать досрочных ремонтов системы охлаждения. Водой можно пользоваться только в критических случаях, когда необходимо доехать до автосервиса.
Среди автолюбителей есть мнение, что можно смешивать разные антифризы. Это не совсем верно. Как известно, все антифризы состоят из этиленгликоля с водой, и пакета присадок. Вот здесь и кроется подвох. Ведь у разных антифризов разные присадки, которые могут вступить между собой в «конфликт», результатом которого может стать выпадение геля или осадка, и как следствие ухудшение свойств охлаждающей жидкости. Именно по таким причинам смешивать разные антифризы не рекомендуется. Но есть антифризы, которые дают разрешение на смешивание с другими охлаждающими жидкостями.