СООТВЕТСТВИЕ СПЕЦИФИКАЦИИ АНТИФРИЗОВ И ДОПУСК НА ПРИМЕНЕНИЕ
- 19.06.2012
- 0 Comment(s)
Все серьезные автопроизводители предъявляют спецификации на антифризы. Они представляют собой список определенных требований, которым должна соответствовать применяемая для данного авто охлаждающая жидкость, а также содержат перечень тестов, прохождение которых необходимо, чтобы компания дала добро на использование того или иного антифриза в автомобилях своей марки. В качестве примеров спецификаций можно назвать Hyundai-KIA MS 591-08, Ford WSS-M97B44-D, Volkswagen TL 774C (G11) и многие другие.
Соответствие антифриза автомобильной спецификации значит, что состав справился со всеми тестами, а их результаты были официально отмечены в ряде документов. Производитель охлаждающей жидкости получает на руки сертификат или письмо, в которых указано, что его продукт может применяться в данном типе авто. Это и есть допуск. Помимо этого марку антифриза включают во все сопроводительные документы по авто (сервисную книжку, например), списки одобренных жидкостей, химмотологические карты и пр. Ознакомиться с такими списками можно в том числе и на официальных сайтах компаний-автопроизводителей.
Если говорить непосредственно об испытаниях, то они, как правило, проводятся самим автопроизводителем и состоят из нескольких этапов. В частности, испытание жидкости включает комплекс мероприятий в лаборатории, на стенде и обязательно «на ходу». Поэтому вполне понятно, что проведение испытаний не делается за один день и не может обойтись дешево.
В предпочтениях автопроизводителей нетрудно заметить закономерности. Например, такие компании как Fiat, Opel, Ford, General Motors, а также целый ряд японских и корейских марок отдают предпочтение карбоксилатным антифризам. Гибридные охлаждающие жидкости «полюбились» Chrysler и BMW – в этих авто используются только антифризы указанного вида. На заводах Volkswagen, Mercedes, MAN в машины заливают и гибриды, и карбоксилаты – все зависит от конкретной модели и установленного на ней двигателя.
Очень важно! Целый ряд отечественных производителей охлаждающих жидкостей не брезгуют написанием на этикетках своих продуктов информации о том, что антифриз соответствует спецификациям автопроизводителей. Список последних может быть весьма внушительным – все зависит от степени самоуверенности производителя состава. Иногда для пущей важности добавляют специализированную символику (G12, например), которая свидетельствует якобы о соответствии требованиям Volkswagen. Увы, зачастую это всего лишь уловка.
Если вы дорожите своим авто и не хотите сократить срок его службы, будьте сознательным покупателем: разузнайте, действительно ли предлагаемый антифриз имеет хотя бы один допуск на применение. На этикетках с антифризами добросовестных производителей указано наличие допусков (а не пустые слова о соответствии требованиям), а на сайте можно найти копии соответствующих документов.
Охлаждающие жидкости для «тяжело нагруженных» моторов
Для начала определимся с понятием «тяжело нагруженные двигатели». К таковым относятся моторы со значительной мощностью, предназначенные для установки на грузовых автомобилях, карьерной технике, тепловозах, экскаваторах, бульдозерах, также на электростанциях и морских судах.
Если сравнить процесс эксплуатации легковых авто и тяжелой техники, окажется, что двигатель и система охлаждения последних подвергаются куда более значительным нагрузкам. В подтверждение этому приведем таблицу:
Применение
Отвод тепла через систему охлаждения (ккал/час)
Коэффициент нагрузки на двигатель (%)
Норма расхода (км/год)
Ресурс двигателя (км)
Легковые автомобили
35,000
25
25,000
300,000
Большегрузная техника
136,000
70
250,000
1,500,000
Срок службы дизельных моторов, предназначенных для тяжелой техники, должен в пять раз превышать аналогичный показатель для легковых авто, а из-за интенсивности эксплуатации и нередко сложных условий вероятность капитального ремонта возрастает в разы. Главная проблема, с которой сталкиваются владельцы таких машин при использовании антифризов, — кавитация гильз. С учетом всего вышесказанного совершенно логично, что требования производителей тяжело нагруженных двигателей гораздо более высоки. И главным из них является способность препятствовать кавитации. По этой причине изготовители моторов решительно против охлаждающих жидкостей с силикатными присадками – они не защищают от кавитации.
С другой стороны, карбоксилатные антифризы допущены к применению практически всеми производителями, правда, и здесь есть свои нюансы. Очень часто компании рекомендуют к использованию антифризы под собственной маркой (у Caterpillar это CAT ELC, у Cummins – Fleetguard ES Compleat OAT, т.п.), однако допускают применение и других антифризов, соответствующих тому же стандарту.
У американских производителей тоже есть свои требования — так, все одобренные ими антифризы должны соответствовать стандарту ASTM D6210. Согласно ему, в состав охлаждающей жидкости должны входить молибдаты и нитриты. Обусловлено это тем, что такой пакет присадок подавляет кавитацию гильз. Есть еще и стандарт ASTM D4985 – он подразумевает самостоятельное введение потребителем подобных присадок в состав антифриза. Важный момент: молибдаты и нитриты относительно недолговечны, поэтому в процессе эксплуатации авто антифриз приходится регулярно пополнять присадками.
Какой бы марки ни был ваш автомобиль и как бы ни хотелось сэкономить, скрупулезное соблюдение рекомендаций производителя поможет избежать поломок и следующих за ними затрат, чаще всего весьма внушительных.
«Размораживание» двигателя и замерзание охлаждающей жидкости
В то время как вода замерзает за один «заход», в замерзании водного раствора этиленгликоля можно выделить несколько этапов.
При определенных показателях температуры (разумеется, отрицательных) начинается образование в жидкости кристаллов. Если охлаждение продолжается, число кристаллов все возрастает, и консистенция состава начинает напоминать манную кашу (в специализированной литературе ее называют «шуга»). Если температура становится еще ниже, «каша» застывает и обретает твердое состояние.
Теперь немного терминологии. «Freezing point» — это температура начала кристаллизации, температура, при которой появляется первый кристалл. «Pour point» — температура потери текучести, момент, когда жидкость переходит из жидкого агрегатного состояния в твердое.
В России и Европе при описании и тестировании охлаждающих жидкостей используются разные показатели. Отечественные производители берут за основу «температуру начала кристаллизации», в то время как европейские испытатели пользуются таким понятием как «frost protection level», по-русски – «температура защиты от замерзания». Высчитать этот показатель легко – это среднее арифметическое между «freezing point» и «pour point». В целом именно европейский вариант наиболее точно определяет температуру, при которой антифриз затвердевает.
Отметим один весьма важный момент. Как известно, вода, застывая, увеличивается в объеме (примерно на 8%) и может «разорвать» емкость, в которой находится. С антифризом такого не происходит: его расширение составляет менее 1%, поэтому ни двигатель, ни система охлаждения не страдают. Правда, это верно только для антифризов с содержанием концентрата не менее 30%.
Что из этого следует? Хотя бы то, что замерзший в автомобиле в сильные морозы антифриз – не повод для опасений. Поначалу жидкость превратится в шугу, а если ее нагреть (например, вы заведете авто), снова вернется в первоначальное состояние. Если говорить о знаменитых российских холодах, то цифры таковы: на сборочных производствах иномарок, расположенных на территории РФ, используют разведенный водой в соотношении 50:50 концентрат. Температура начала кристаллизации в этом случае составляет -37 °С, а «frost protection level» наступает при 42°С. Как видим, такой антифриз вполне может эксплуатироваться в умеренных широтах Европы, Сибири и даже в Заполярье.