ОХЛАЖДАЮЩИЕ ЖИДКОСТИ: ЗАБЛУЖДЕНИЯ И РЕАЛЬНОСТЬ
- 07.08.2012
- 0 Comment(s)
То, что в числе «расходных» жидкостей для перевозчика топливо стоит на первом месте по уровню затрат – аксиома. Но до сих пор некоторые эксплуатационники не особо задумываются о «здоровье» двигателя, заливая в него охлаждающие жидкости сомнительного качества и не понимая, чем это чревато. В свое оправдание кивают на рынок: поди, мол, разберись в этом многообразии брендов и цветов – что лучше заливать в систему. Отчасти они правы: до недавнего времени на полках автомагазинов, заправок и СТО было сложно найти качественный продукт; а уж производителя, который поставляет свой антифриз на конвейер компании-производителя автотехники – вообще нереально.
Полтора года назад ситуация изменилась. В Беларуси – впервые среди стран СНГ –началось производство охлаждающих жидкостей по лицензии лидера европейского рынка в этом сегменте.
Сергей Владимирович Самсончик – директор СООО «М-Стандарт»– сразу оговаривается: «Я не призываю потребителя покупать именно нашу продукцию. Не верьте никому: ни СТО, ни магазину, ни мне. Самое правильное решение – взять сервисную книгу или зайти на официальный сайт и посмотреть – что рекомендует производитель вашего автомобиля».
Тем не менее, авторитет компании-партнера за рубежом высок, а само СООО «М-Стандарт» поставляет свою продукцию, как на территорию Таможенного союза, так и Евросоюза.
– Наш партнер – концерн BASF SE (Германия),– рассказывает Сергей Самсончик,– и производимые по его лицензии охлаждающие жидкости под торговой маркой GLYSANTIN® очень популярны в мире. Достаточно сказать, что этот продукт заливается в 80% всех автомобилей, сходящих с конвейеров в Европе. Если говорить о Германии, то там слово GLYSANTIN стало таким же нарицательным, как у нас «ксерокс».
– Сергей Владимирович, каковы основные компоненты охлаждающих жидкостей и требования, предъявляемые к ним?
– Для того чтобы понять суть работы охлаждающих жидкостей, достаточно владеть базовыми знаниями об устройстве двигателя внутреннего сгорания. Что мы имеем? Двигатель с коэффициентом полезного действия 30-45%. Чем строже становятся экологические стандарты, тем более легким и компактным стараются сделать силовой агрегат конструкторы. Соответственно, каналы, по которым протекает жидкость, становятся все уже, а перепады температур между различными участками – все больше. Как компенсировать разницу температур, как защитить мотор от перегрева, и что использовать в системе с наибольшей эффективностью?
Еще из школьного курса физики известно, что лучшей теплопроводной жидкостью является вода. Все, что мы в нее потом будем добавлять, ухудшит ее теплопроводность. И если для обычного белорусского потребителя важно, чтобы жидкость зимой не замерзла, то для производителя главная задача – охладить двигатель. Как достигнуть компромисса в решении этих задач?
У воды есть два недостатка (которые одновременно являются и достоинствами, в зависимости от места применения): при замерзании она увеличивается в объеме на 10%, что может привести к разрушению узлов двигателя,– и способность вызывать коррозию практически любого материала. Отсюда и задачи, стоящие перед производителями антифризов.
Как правило, все они состоят из концентрата и воды. Чем больше воды – тем процесс охлаждения идет эффективней. Один из компонентов концентрата – моноэтиленгликоль или подобные ему вещества, задача которых – не допустить замерзания охлаждающей жидкости при низких температурах. Далее – самое сложное: пакет присадок, которые продлевают двигателю «жизнь», препятствуя коррозии отдельных его составляющих в условиях значительного колебания температурных показателей, а также недопущению каких-либо отложений на стенках каналов. Есть и другие задачи, например – недопущение пенообразования, но это качество имеет значение в основном для производителя, поскольку не «тормозит» работу конвейера.
– Разрушение металла в быту можно если не предотвратить, то замедлить путем его покраски. А каким образом это можно сделать в замкнутой системе, по которой циркулирует жидкость, одним из компонентов которой является вода?
– В борьбе с коррозией состоит, пожалуй, самая сложная задача. Предотвратить ее полностью невозможно: везде, где появляются свободные группы ОН, они будут взаимодействовать с металлом. Другой вопрос – чем эти группы будут «питаться»? В качественных охлаждающих жидкостях роль «пищи» выполняют специальные присадки, которые, независимо от материала, из которого состоит двигатель, создают защитный слой на стенках каналов. Здесь лежит ответ на вопрос: почему следует регулярно менять охлаждающую жидкость? Оказывается, вовсе не потому, что она теряет свою морозоустойчивость: это качество может сохраниться и спустя 5, и через 10 лет. Замена обусловлена необходимостью постоянно обновлять этот защитный слой.
– С интервалами понятно. А зачем регулярно разрабатываются все новые и новые составы антифризов?
– Дело в том, что универсального состава не существует и не может существовать. Двигатель состоит из деталей, созданных из различных металлов черных, цветных, сплавов… И тот компонент охлаждающей жидкости, который создает защиту для одного из них, может быть агрессивным в отношении другого.
– Может ли автоперевозчик застраховать двигатели от коррозии, и как это сделать?
– К сожалению, в автопарках мало задумываются о коррозии двигателя при выборе охлаждающей жидкости. Если «точку замерзания еще можно проверить путем замера плотности, то о наличии антикоррозийных присадок никто и не думает. В этом нет ничего удивительного. Испытания на соответствие ГОСТу происходят так: берутся пластины металлов, их взвешивают, погружают в жидкость, нагревают до определенной температуры и в течение 336 часов… «варят». Затем пластины взвешивают и вычисляют потерю веса. То есть, процесс испытаний длится в течение полумесяца. Естественно, ни один перевозчик не может себе позволить что-либо подобное. Но ведь и это еще не все. После такого теста мы будем знать, как та или иная жидкость воздействует, скажем, на медь, железо, алюминий. Но как она поведет себя в комплексе, взаимодействуя сразу со всеми этими металлами?– этого не скажет никто.
– В целом состав охлаждающей жидкости и назначение ее компонентов понятны. Что, исходя из этого, следует знать при обслуживании автомобиля, какие ошибки при этом допускаются?
– Так сложилось, что в Европе не сложилась привычка доливать испарившуюся, либо протекшую охлаждающую жидкость свежим концентратом или готовой ОЖ. У нас же повелось: как только ее уровень снизился – в расширительный бачок заливается новая порция антифриза. А ведь чем больше концентрата и меньше воды – тем хуже теплопроводность раствора, тем быстрее нагревается двигатель. Поэтому, если явной течи не обнаружено, следует добавлять воду. Причем, хорошая жидкость рассчитана на то, что при необходимости повышения ее уровня вы сможете это сделать на любой заправке, добавив обычную питьевую воду.
–Есть ли какие-либо основные направления по разработке ОЖ?
– Существует несколько технологий. Но если для снижения температуры замерзания достаточно моноэтиленгликоля в нужном количестве, то в части ингибиторов коррозии все гораздо сложнее. Именно здесь становится ясно, «кто есть кто».
Выпускаются присадки на основе фосфатов, которые хорошо защищают черные металлы, но при этом губительны для алюминия. Тем не менее, в Японии каким-то образом смогли выделить ингибиторы коррозии на основе фосфатов, которые защищают и железо, и алюминий. Таким образом, все произведенные в Японии автомобили не рассчитаны ни на европейские, ни на американские пакеты присадок.
Еще одна технология, по которой выпускаются карбоксилатные антифризы. Изначально перед разработчиками была поставлена задача создать охлаждающую жидкость, которая не будет меняться в течение всего срока эксплуатации автомобиля. Как ни удивительно, задача была выполнена! Созданная жидкость защищала двигатель в течение порядка 250 тысяч километров пробега. Это было время, когда машины создавались инженерами. Но со временем на рынок пришли маркетологи, которые сказали: зачем производить автомобиль, который можно «продать» всего один раз? Давайте сделаем автомобиль дешевле, а остальное «доберем» сервисным обслуживанием!– и периодическая замена охлаждающей жидкости стала правилом.
«Силикатные», или «гибридные» антифризы разработаны с «акцентом» на защиту алюминия – именно этот металл последнее время все активнее используется производителями современных силовых агрегатов. Эта рецептура была изобретена в лабораториях концерна BASF по заказу компаний Mercedes-Benz и BMW. К слову, эта охлаждающая жидкость заливается на конвейерах этих компаний с 1978-го года до сих пор.
Преимущества этой технологии в том, что присадки активно препятствуют доступу агрессивных компонентов жидкости к деталям двигателя. Но при этом необходимо раз в два, три, четыре года – в зависимости от типа двигателя и марки антифриза – производить его замену.
– Почему так важно соблюдать интервал?
– Все очень просто: если металл подвергся коррозии, то уже никакие присадки не вернут «съеденное».
– А теперь – пожалуй, самый актуальный вопрос: что мы имеем на рынке охлаждающих жидкостей, и что льют в систему охлаждения перевозчики?
– Как правило, то, что мы видим на полках автомагазинов, никакого отношения к производителям автотехники, да и к охлаждающим жидкостям, не имеет. Сказывается повсеместно пока еще существующая незаинтересованность в продвижении качественного продукта. А ведь в случае поломки двигателя с залитой в него некачественной охлаждающей жидкостью, автомобиль автоматически «слетает» с гарантийного обслуживания.
– Сергей Владимирович, прокомментируйте один из самых обсуждаемых на бытовом уровне вопросов, касающихся антифриза: продукт какого цвета наиболее качественный?
– Изначально охлаждающая жидкость, по какой бы она технологии не была изготовлена, является прозрачной и бесцветной. Единственная полезная функция красителя (который недавно изобрели) – флуоресцентные свойства, что позволяет обнаружить протечки с помощью ультрафиолетового излучения.
Однако смешивать разноцветные жидкости не стоит. Скорее всего, сделав так вы не ухудшите показателей антифриза по температуре замерзания. Но вот как поведут себя различные группы присадок, взаимодействуя друг с другом – предсказать невозможно. Но то, что защитные функции охлаждающей жидкости будут нарушены – можно утверждать с полной уверенностью.
В 2013 году компания принимала участие в выставке Ассоциации «БАМАП», и в сегменте международных автоперевозок видится неплохая перспектива.
В заключение беседы, выражая оптимизм по поводу повышения уровня знаний технических служб предприятий, Сергей Владимирович заметил: именно автоперевозчики, умеющие считать каждый рубль, сегодня наиболее подготовлены в вопросе использования охлаждающих жидкостей.
«МИР ТЯЖЕЛЫХ МОТОРОВ» газета БАМАП .
Автор Михаил Конюх.