МИФЫ ОБ ОХЛАЖДАЮЩИХ ЖИДКОСТЯХ
- 04.02.2013
- 0 Comment(s)
Практически все знают, что масло и топливо должно быть высокого качества, а вот о том, что охлаждающая жидкость не менее важна, для правильной работы вашего автомобиля многие просто не задумываются. Вот поэтому среди любителей авто ходит много мифов об этой жидкости и ее влиянии на главные узлы и детали вашего автомобиля. Практически все мифы, которые существуют об охлаждающих жидкостях, далеки от истины. Но они существуют, потому что передаются на уровне рядовых автомобилистов, работников автосервисов, автомагазинов, а иногда бывает, что неправильная информация печатается в средствах массовой информации. Есть наиболее распространенные мифы об охлаждающих жидкостях, вот о них и хотелось бы поговорить и по возможности развеять их.
Миф 1. О Тосоле.
На сегодняшний день, в автомагазинах, большое изобилие охлаждающих жидкостей, которые продаются под маркой «Тосол». Все они отличаются друг от друга не только названием и этикеткой, но и номером технических условий, предприятием-изготовителем. В России таких жидкостей более ста разновидностей. Многие считают, что это тот самый Тосол, который был разработан и выпускался в конце 60-х годов. Однако это только миф, эти охлаждающие жидкости к тому тосолу не имеют ни малейшего отношения.
Сразу же, хотелось бы напомнить, что тосол был разработан в закрытом институте и получил свое название от названия отдела « Технология Органического Синтеза». Тосол — это не термин обозначения автомобильной охлаждающей жидкости, а название конкретного антифриза. Этот продукт выпускался только на государственных предприятиях с соблюдением утвержденной технологии. Этот антифриз был испытан на советской автомобильной технике и получил соответствующие допуски. По требованиям того времени он был отличной охлаждающей жидкостью. Под этот продукт был даже разработан соответствующий ГОСТ, а рекомендованный срок эксплуатации ограничивался пробегом в 60 тысяч километров.
Раньше эта марка антифриза была широко раскручена, но не была защищена авторскими правами, поэтому любой производитель мог назвать свой продукт « тосол», что делается до сих пор. Но такие жидкости далеки от той охлаждающей жидкости, которая была разработана в конце 60-х годов. Существующие подделки бывают очень низкого качества, которые выводят из строя двигатели и радиаторы, а также другие подвижные детали. Такие суррогаты, нанесли непоправимый вред престижу российских автомобилей. Ведь, применяя такую охлаждающую жидкость, эксплутационный ресурс работы двигателя уменьшался в разы, но мало кто связывал такое положение вещей с низким качеством охлаждающих жидкостей.
Наши автолюбители привыкли называть любую охлаждающую жидкость тосолом, поэтому недобросовестные производители охлаждающих жидкостей этим и пользуются. В начале 2000-х годов ситуация улучшилась, но кардинально не изменилась. До сих пор продаются охлаждающие жидкости под названием тосол, хотя изготавливаются по другой технологии и другим рецептурам. Такие жидкости не могут называться Тосолом, а должны продаваться, как охлаждающие жидкости. Но, хочется отметить, что некоторые виды продаваемой охлаждающей жидкости, под названием «тосол», получили одобрения для использования в российских автомобилях. Эту информацию можно найти в сервисных книжках автомобилей ВАЗ, ГАЗ, КАМАЗ. Остальные охлаждающие жидкости никогда не проходили, или не прошли эксплутационные испытания на автомобилях по методике автозаводов. Если их использовать, то это может привести к непредсказуемым последствиям.
Миф 2. О том, что антифриз и тосол, разные охлаждающие жидкости.
У наших автолюбителей существует мнение, что тосол предназначен для автомобилей отечественного производства, а антифриз для иномарок. Здесь хотелось бы остановиться на терминологии. Ведь, антифризом называется любая жидкость, которая не замерзает при 0 градусов. К этому названию можно отнести даже жидкость, которой поливают дороги в зимнее время. Для обозначения антифризов, за рубежом используют специальный термин: «AntifreezeCoolant», что переводится как, «антифриз – охлаждающая жидкость». Там каждый антифриз имеет свое название, например: GlasELF, Glysantin, Havolineи другие. Тосол относится также к антифризам, ведь полное название так и пишется Антифриз «тосол-АМ». Вот и получается, что этот миф не имеет под собой почвы, принципиальной разницы между антифризом и тосолом нет. Вся разница существует в пакете присадок различных антифризов и тосолов, а это в свою очередь определяет их качество, область применения и сроки эксплуатации.
Производители, которые, раньше называли свои охлаждающие жидкости «тосолами», в последние годы стали их называть антифризы, рассчитывая на то, что их применение может распространяться и на иномарки. Но, не стоит идти на такую уловку, а для себя решить, что единственный критерий применимости в вашем автомобиле антифриза – это допуск на применение этого антифриза от производителя этого автомобиля. Обычно в сервисной книжке имеется такая информация.
Миф 3. О ГОСТе 28084-89 «Жидкости охлаждающие низкозамерзающие».
Такой миф сформировался на основании статей, которые дают информацию об «экспертизах» различных охлаждающих жидкостей закупленных в розничной торговле. В публикациях критерием выступает соответствие антифриза, или его не соответствие, Государственному Стандарту 28084-89 «Жидкости охлаждающие низкозамерзающие». В них утверждается, что если охлаждающая жидкость соответствует ГОСТу, то она качественная и может применяться во всех автомобилях, если не соответствует, то применяться не может. Но, на практике все может быть совсем иначе. Охлаждающие жидкости, соответствующие ГОСТу, могут оказаться совсем не пригодными для автомобилей, а лучшие мировые современные антифризы ГОСТу не соответствуют вообще, но подходят маркам машин последних годов выпуска. Вот и получается, что соответствие ГОСТу сейчас не является критерием качества и применимости.
ГОСТ – это перечень из десяти лабораторных показателей, которые измеряются в охлаждающих жидкостях, а также то, как их проводить. Помимо этого ГОСТ содержит правила безопасности, транспортировки, приемки, хранения, срок эксплуатации, применения. ГОСТ практически полностью соответствует американскому стандарту охлаждающей жидкости ASTMD3306, но у ГОСТа изменены нормативы некоторых показателей, и из него исключена очень значимая и принципиальная часть – стендовые испытания. Вот и получается, что ГОСТ был полезен в 70-80-х годах, когда, на постсоветском пространстве, производилась фактически только одна охлаждающая жидкость Тосол А-40 и позже Тосол А-40А.
Существенным недостатком ГОСТа является то, что он определяет только лабораторные испытания, и не содержит стендовые и эксплутационные испытания охлаждающей жидкости на реальных автомобилях. Такие испытания проходят все производители автомобилей. Только после прохождения полного цикла испытаний производитель автомобиля может дать, или не дать одобрение на применение данной охлаждающей жидкости в своих автомобилях. Ни один зарубежный производитель автомобиля не разрешит применение в своих автомобилях охлаждающих жидкостей, которые всего лишь соответствуют ГОСТу. Ведь ГОСТ подходит только для традиционных охлаждающих жидкостей, которые содержат фосфаты, бораты, силикаты, амины и нитриты, а сейчас ведущие автопроизводители запретили, или существенно ограничили применение таких жидкостей.
По ГОСТу охлаждающая жидкость должна иметь срок эксплуатации 5 лет, а по показателю «щелочности» этому стандарту могут соответствовать только традиционные охлаждающие жидкости, вот и получается, что ни одна из охлаждающих жидкостей не соответствует ГОСТу. Ведь одновременно выполнить два таких условия просто нереально. Ведь срок эксплуатации традиционных охлаждающих жидкостей всего лишь 1-3 года.
Вот и получается, что на сегодняшний день в России кроме ГОСТа нет никакого стандарта на охлаждающие жидкости. Также нет стандартов на тормозную жидкость и на жидкость для стеклоомывателя. Сейчас все российские автопроизводители требуют проведения дополнительных стендовых и эксплутационных испытаний для охлаждающих жидкостей, которые они намерены использовать в своих автомобилях. Некоторые добавляют их своими специфическими требованиями, которые они считают необходимыми. Вот и получается, что соответствие ГОСТу не является критерием применимости охлаждающей жидкости. Критерием применимости охлаждающей жидкости может быть только наличие допуска от производителя, на эту самую жидкость в данном автомобиле, и никак иначе.
Миф 4. О цвете антифриза.
В среде автомобилистов существует неправильное мнение о том, что цвет антифриза напрямую связан с его качеством. Самое распространенное заблуждение звучит так, что красный антифриз самый лучший и служит он 5 лет, зеленый антифриз служит 3 года и по качеству на втором месте, а самый плохой синий, в том числе и тосол, и срок службы у него 1-2 года. Помимо этого, есть мнение или миф о том, что антифризы одного цвета одинаковые и их можно смешивать между собой. Поэтому многие водители, веря этому мифу, покупают антифриз, только потому, что он такого же цвета, который залит в автомобиле. Этот миф может привести к печальным последствиям. Ведь многие производители производят антифризы разных цветов, но абсолютно одинаковых по своему составу. Но ситуация может быть и прямо противоположная: одинаковые по цвету антифризы могут быть совершенно разными по составу и несмешиваемыми между собой.
Первоначально и антифризы, и тосолы бесцветны. Производители добавляют красители совсем для других целей. Краситель помогает лучше определять уровень антифриза в расширительном бачке, а также цветной антифриз легче заметить в местах протечек, если таковые имеются. Также производители, окрашивая антифриз в яркие цвета, делают акцент на то, что эта жидкость относится к сильным ядам. Цвет никакого отношения к свойствам антифриза не имеет. Обычно, цвет антифриза является предметом договоренности между производителями.
Миф 5. Об антифризах G11 и G12.
Первоначально классификация появилась у концерна VW. Потом появилась народная молва о том, что «антифризы G11» и «антифризыG12» подходят для всех авто, и для иномарок, в том числе. Но здесь необходимо сделать оговорку, VWобозначает символом G11, так называемые гибридные антифризы, которые имеют соответствующие спецификации VWTL774-C, а с символом G12 – карбоксилатные антифризы, соответствующие спецификации VWTL 774-D. Здесь нужно сказать, что с 2006 года для карбоксилатных антифризов введена обновленная спецификация VWTL 774-F, и обозначается он как,G12+.Помимо этого введена новая спецификацию VWTL 774-G(G12++), для нового типа антифризов «Lobrid». По этой классификации антифризы G11 предназначены для использования в автомобилях VWдо 1996 года, G12+ в автомобилях VW с 1997 по 2008 год, G12++ в автомобилях VW после 2008 года выпуска. Вот и получается, что символика G11 и G12 связана с автоконцерном VW. Но, некоторые российские производители охлаждающих жидкостей тоже стали использовать эту символику, но для того, чтобы антифриз соответствовал G11 и G12, он должен пройти испытания у компании VW и получить допуск на применение.
Но, не только испытания должны быть пройдены, также антифризы должны соответствовать требованиям компании VW и по химическому составу, если они решили использовать эту аббревиатуру. В части содержания неорганических компонентов антифризы не должны содержать бораты, фосфаты, амины, нитриты, а в G12+ не должно содержаться силикатов, в остальных — содержание силикатов строго регламентировано. Если нормы не соблюдены, то такой антифриз не соответствует спецификации VW, даже если там будет его аббревиатура.
Миф 6. О смазывающих свойствах.
Когда речь заходит о смазывающих свойствах антифриза, то многие полагают, что в охлаждающие жидкости добавляются какие-то специальные присадки для придания смазывающих свойств. Это совсем не соответствует действительности. В антифриз никаких смазывающих присадок не добавляют. Во время испытаний антифризов показатели, связанные со смазкой, нигде не измеряются. Этиленгликоль обеспечивает смазывающие свойства антифризов.
Миф 7. О вспениваемости.
У автолюбителей есть мнение, что охлаждающая жидкость должна обладать антипенными свойствами, чтобы не пениться в системе охлаждения. Это не соответствует действительности. Миф родился, скорее всего, потому, что в ГОСТ 28084-89 включен показатель вспениваемости, но только в ГОСТе он такой строгий, а в других странах этот показатель сравнительно ниже. Ведь система охлаждения автомобиля, это замкнутая система, она не контактирует с воздухом, и находится под давлением в 2-3 атмосферы. В таких условиях образование пены просто невозможно.
Для эксплуатации автомобиля вспениваемость антифриза не может иметь никакого значения, хотя изначально во все антифризы и добавляется специальные присадки – пеногасители. Во время эксплуатации автомобиля эти присадки очень быстро распадаются и через несколько тысяч километров пробега, все антипенные свойства антифриз теряет.
Миф 8. О «резерве щелочности».
Такой миф мог появиться потому, что такой показатель, как «резерв щелочности» есть в ГОСТе, но в этом документе ни слова не сказано, о смысле этого показателя и, что он показывает. ГОСТ лишь объясняет, как измерить этот показатель и, что он должен быть не меньше 10, а почему пояснений нет. Вот именно поэтому и распространилось неверное представление о «резерве щелочности», как о показателе количества присадок в охлаждающей жидкости. Появилось мнение, что если «резерв щелочности» больше 10, то присадок в жидкости достаточно и она будет качественной, если меньше этого показателя, то присадок не хватает и охлаждающая жидкость будет некачественной. По поводу эксплуатации история такая же: если в процессе работы показатель «резерва щелочности «упал, то жидкость необходимо менять. Как итог, выходит, что чем выше показатель «резерва щелочности», тем больше в охлаждающей жидкости присадок, тем она будет лучше. Но, после такого утверждения никто не уточняет, о каких именно присадках идет речь, для чего их нужно такое количество и хорошо ли это, в принципе.
Но, были выпущены даже супер-Тосолы, которые имеют «резерв щелочности» аж 25-30, в отличие от обычных тосолов, которые имеют показатель 10-15. Многие антифризы импортного производства, напротив объявляются не качественными и непригодными, потому что имеют «резерв щелочности» 8,6 и даже 3.
Чтобы развеять существующий миф о щелочности необходимо обратиться к первоисточнику, а именно, к стандарту по определению «резерва щелочности» ASTMD1121. Ведь именно этот документ и был источником, для соответствующего раздела ГОСТа. Чтобы не ошибиться в определении, хотелось бы процитировать раздел 5 ASTMD1121 «…Показатель «резерв щелочности» применяется для индикации количества «щелочных ингибиторов» («щелочных буферов»)- фосфатов и боратов, находящихся в охлаждающих жидкостях….Однако хорошо ингибированная охлаждающая жидкость содержит другие ингибиторы в дополнение к буферам или вообще без буферов… Эти другие ингибиторы, которые дают малый или нулевой «резерв щелочности», могут обеспечивать превосходную защиту металлов от коррозии…В связи с этим, величина «резерва щелочности» в охлаждающей жидкости не является критерием для определения ее защитных свойств…Предостерегаем от неправильной трактовки показателя «резерв щелочности». «Резерв щелочности» охлаждающей жидкости не связан с ее способностью предотвращать коррозию, а также не является индикатором дополнительного срока службы охлаждающей жидкости».
Вот и получается, что понятие «резерв щелочности» имеет смысл только для традиционных охлаждающих жидкостей, содержащих в качестве ингибиторов фосфаты или бораты. В связи с тем, что современные охлаждающие жидкости не имеют в своем составе ни фосфатов, ни боратов, то их «резерв щелочности» может быть любым.
Многие производители, такой показатель, как «резерв щелочности» вообще исключили из своих спецификаций, а некоторые оставили только, как формальный показатель, для идентификации охлаждающей жидкости.
Миф 9. О смачиваемости.
Этот миф гласит о том, что, якобы смачивающие свойства охлаждающей жидкости улучшают работу помпы и увеличивают срок ее службы. Это утверждение не имеет под собой никаких оснований, потому что смачивающие свойства никак не влияют на работу системы охлаждения. Скорее всего, это ловкий рекламный трюк, позволяющий уговорить несведущего покупателя приобрести товар сомнительного качества.
Если уж речь зашла о смачиваемости антифризов, то смысл этого понятия заключается в том, что эти свойства связаны с коэффициентом поверхностного натяжения. Они определяют способность жидкости просачиваться сквозь узкие каналы и трещины. К таким жидкостям относится бензин, он имеет низкий коэффициент поверхностного натяжения и отлично просачивается через мелкие трещины. Антифризы тоже относятся к жидкостям с низким коэффициентом поверхностного натяжения, почти в два раза меньше, чем у воды и поэтому антифриз имеет высокую способность просачиваться возле плохо затянутых хомутов, и в местах негерметичных соединений.
Миф 10. О соответствии требованиям автопроизводителей.
Очень многие отечественные производители охлаждающих жидкостей, на рекламных буклетах и этикетках канистр, помещают информацию, будто их антифриз соответствует требованиям (спецификациям) иностранных производителей. И приводится длинный перечень автопроизводителей известных марок, таких как: Audi, Ford, BMW, GM,VW, Nissan,Toyotaи других. Часто, это просто рекламный трюк, не соответствующий реальности.
Иногда бывает, что информация содержит сведения, которые относятся к разным типам антифризов, и одновременно выполняться не могут. Обычно такие антифризы ни в одной из перечисленных автомобильных компаний не известны и в списках одобренных охлаждающих жидкостей не значатся.
Подтвердить соответствие требованиям может только сам производитель, и только по результатам полного цикла испытаний. Ведь допуск или одобрение на применение данной жидкости в своих автомобилях выдает автопроизводитель, или не выдает. Он также вносит охлаждающую жидкость в сервисные книжки, определяет перечень марок автомобилей, где эта жидкость может использоваться, и сроки ее замены. Если производитель добросовестный, то он никогда не будет ссылаться на мифические допуски, а приведет только те, которым соответствует та или иная охлаждающая жидкость, если они у него имеются.